Акция-опрос «Поделитесь предпоЧТЕНИЕм»: АНАЛИЗ

23.11.2020

Анализ акции-опроса «Поделитесь предпоЧТЕНИЕм»
в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С.Пушкина

К огромному сожалению, в последнее время, книга и чтение перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети читают не так часто, чем предыдущие поколения. Но, читают. В тоже время идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики их чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения, авторы и др.
Для изучения литературных пристрастий подростков, коллектив детской библиотеки-филиала №1 им. А.С. Пушкина провел акцию-опрос «Поделитесь предпоЧТЕНИЕм».

Цель опроса: выявление и изучение, что и почему читают школьники среднего возраста, а также попытка составления читательского портрета современного пользователя.
Сроки проведения опроса: с 3 по 14 ноября.
Исследованием было охвачено 50 читателей в возрасте 13-14 лет (преимущественно учащиеся 7-8 классов).

Что касается регулярности чтения, то большинство опрошенных (53 %) читают 1 раз в неделю, каждый день – 27%, по 20% читают 1 раз в месяц и реже 1 раза в месяц.
Читательский портрет современных школьников невозможен без описания того, каким книгам они отдает предпочтение.
⇒ Пользователям было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом: приключениям отдают предпочтения – 23%; на втором месте – фантастика (21%), на третьем – детективы (17%). Неравнодушны ребята и к юмористическим рассказам (15%), книгам о сверстниках (10%), романам
(9%), историческим произведениям (5%).
⇒ Опрошенные берут книги в основном в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С.Пушкина (52%), домашних библиотеках (48%).
⇒ Вопрос «Кто ваш любимый литературный герой?» выявил большое разнообразие пристрастий. Среди любимых литературных героев названы герои произведений школьной программы: Том Сойер и Гекльберри Финн, Робинзон Крузо, Электроник, а из современных – Гарри Поттер и герои из серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулин, Бильбо Бэггинс «Хоббит, или туда и обратно», Малифисента, Леголас, Арагорн из трилогии «Властелин колец» Джона Толкина и др.
⇒ Любимыми авторами и произведениями ребят являются: серия книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг, «Виноваты звёзды» Джон Грин, «Полианна» Элинор Портер, «Таймлесс» или «Трилогия драгоценных камней» Керстин Гир, «Хроники Нарнии» Клайв Льюис, романтические произведения М.Северской, Л.Матвеевой, И.Волынской, Михаил Самарский «Невероятные приключения кота Сократа» и т.д.
⇒ Далее нам предстояло выяснить, что именно привлекает подростков в чтении художественной литературы. Ответы на предложение «Чтение для вас – это…» позволило сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня не является первостепенной. В то же время радует, что чтение является для большинства опрошенных способом проведения досуга. Среди ответов были и свои варианты, такие как: развлечение, получение новых знаний, интерес, саморазвитие.
⇒ Большая часть (58%) опрошенных отдают предпочтение обычным (бумажным) книгам, а 42% читателей предпочитают электронные носители.
⇒ На вопрос «Возникает ли у вас потребность перечитать понравившуюся книгу?» пользователи ответили следующим образом:
-Иногда 64%
-Часто 16%
-Никогда 20%
⇒ Из ответов на вопрос «Книга, которую я сейчас читаю» хорошо видно, что практически все подростки дали свой, отличный от других ответ. Книги и авторы, которых они читают разные и почти не совпадают. Ребята назвали: «Пиковая дама» Александра Пушкина, «Тарас Бульба» Николя Гоголя, «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери, цикл книг «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, серию книг о Перси Джексоне Рика Риордана, книги из серии «Коты-воители» Эрин Хантер, книжная серия, продолжающая идею серии игр «S.T.A.L.K.E.R», «Ведьмина служба доставки» Эйко Кадоно, «Бумажные города» Джона М. Грина и т.д.
⇒ Своим друзьям ребята советуют прочитать: «Тома Сойера» Марка Твена, «Барышню-крестьянку» и «Дубровского» Александра Пушкина, «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, Элизабет Рудник «Малефисента. История истинной любви», «Уличный кот по имени Боб» Джеймса Боуэна и др.
◊  В заключение отметим, что опрошенные ребята положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем несколько часов в неделю. Читатели осознают важность и нужность чтения, роль книги как источника информации и новых знаний.
Представители опрошенной возрастной категории читают, в основном, не реже 1 раза в неделю. Почти половина ребят берет книги в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С.Пушкина.
Пользователи читают литературу всех жанров, но предпочтительными являются произведения с интересным сюжетом: детективы, приключения, фантастика. Однако, анализируя ответы на вопросы о любимых авторах и героях, мы приходим к выводу, что чтение произведений школьной программы все же преобладает над чтением досуговым.
В целом, юный читатель предстает как фигура достаточно разносторонняя, с разнообразным кругом чтения, куда входят как русские, так и зарубежные авторы.

 

Мы используем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Нажимая кнопку "Принять" Вы даете согласие на обработку персональных данных для статистических целей, мы гарантируем их конфиденциальность.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности