В библиотеке-филиале N1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина членов клуба «ВЗГЛЯД» познакомили с жизнью и творчеством поэта Велимира Хлебникова

SAM_452211 ноября в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина с членами клуба «Взгляд» (51 чел.) провели литературный вечер «Сын Астраханских берегов» (к 130-летию со дня рождения В. В. Хлебникова). Присутствующим рассказали о жизни и творчестве необычного поэта и прозаика Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова, который до сих пор является знаменем поэтического эксперимента. Хлебников жил вольно, сообразно законам природы, не стремился к личному благополучию, дорожил своей независимостью, подобно странникам и богомольцам исходил всю Россию, творил и жил во имя своего народа…

SAM_4521В процессе мероприятие прозвучали стихи В. Хлебникова: «Когда мы легки, мы летим…», «Когда умирают кони – дышат… », «Еще раз, еще раз…», «Зеленый леший – бух лесиный…», «Там, где жили свиристели…» и др.

Литературный вечер прошел на фоне выставки «Ключевая фигура русского авангарда».

SAM_4468 SAM_4470 SAM_4471 SAM_4474 SAM_4476 SAM_4478 SAM_4479 SAM_4499 SAM_4500 SAM_4512

Для справки:

В жизни он был безобидным и несчастным чудаком. Первый и наследственный интерес поэта – к миру природы. Его отец – ученый-орнитолог, от него у Хлебникова любовь к пернатому царству, подражание в стихах голосам птиц, использование птичьих названий («зинзивер»). Не меньше был интерес к истории, привитый ему матерью. В 1905 году при известии о разгроме царского флота при Цусиме юный Хлебников задумывается о законах повторяемости исторических событий и на коре березы записывает обещание открыть эти законы.

Влечение к литературе также проявляется в нем рано. Будучи гимназистом, он послал один свой рассказ М. Горькому. Учился Хлебников сразу на двух отделениях Казанского университета – математическом и естественном. Был арестован за участие в студенческой демонстрации. Арест сделал его замкнутым, угрюмым.  Славянские симпатии, интерес к славянским языкам, фольклору – неизменно сопутствуют поэту.

С 1906 г. произведения В. Хлебникова печатаются в различных сборниках, журналах. Хлебников называет себя «художником числа вечной головы Вселенной», он постоянно проводит расчеты, проверяя свою теорию кругового Времени и стараясь «разумно обосновать право на проведение».

Забота о языке, требование «прекрасной ясности», любовь к 18 в., с тяготением к жанру идиллии, понимание искусства как «веселого ремесла» – эти убеждения Михаила Кузмина оказали влияние на В. Хлебникова. Раннее творчество Хлебникова безгранично – это веселое искусство. Большой знаток славянского языка, поэт вошел в историю русской литературы как непревзойденный экспериментатор. Фантастическое «хлебниковское языкознание» начинается с первоэлемента – буквы. Основа основ – алфавит, или «таблица шумов».

Жил В. Хлебников один, в полутемной комнате, куда влезал через разрушенную террасу. В комнате – матрац без простыни и подушка, «наволочка служила сейфом для рукописей и, вероятно, была единственной собственностью Хлебникова».

У Хлебникова было обострено чувство смерти. Всю сознательную жизнь он думал о ней. Написал эпитафию себе, которую, конечно же, проигнорировали. «Пусть на могильной плите прочтут: «Он вдохновенно грезил  быть пророком». Нет, он не считал себя пророком, он лишь мечтал им быть. Он называл себя «усталым лицедеем», а людей – «мыслящими пчелами».