Путешествие в страну Нечиталию

«Каждое слово, – писал видный языковед XIX в. И. И. Срезневский, – есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова»

DSCN6143Говорить и писать – это искусство. А работа в этом направлении очень интересная и сложная. Много понятий ушло из нашей жизни, и только по словам мы можем узнать, что когда-то были городовые, ратники, стрельцы. Словари всегда помогали людям расширить свои знания, повышать языковую культуру. Они нужны всем: и школьникам, и учителям, и родителям. Но чтобы получить помощь от словарей, нужно научиться ими пользоваться.

DSCN6077Гостями детской библиотеки-филиала №3 стали учащиеся 4 класса гимназии «Альтернатива», которые 3 декабря были приглашены на библиотечный урок «Путешествие в страну Нечиталию». Мероприятие проходило под девизом «Не знать не страшно, страшно не узнать».

DSCN6150Но случилось великое недоразумение. Наши добрые герои: Незнайка, Буратино, Вовка из тридевятого царства и Великий Нехочуха, которые не стремились быть грамотными, попали в ловушку из-за недобросовестного отношения к учебе. Они могут навсегда остаться в стране Нечиталия, где уже никогда не научатся ни писать, ни читать, ни грамотно говорить. Ведущая – королева Грамматика, попросив о помощи умных и эрудированных ребят, прочитала письмо от короля страны Нечиталия – от великого Невежды! Великий Невежда пишет: «Если вам нужны эти глупые герои ваших не очень интересных сказок, то у вас есть возможность их освободить. А освободить их можно только тогда, когда вы выполните все задания, а уж я за вами прослежу».

DSCN6146Королева Грамматика познакомила ребят с различными видами словарей. Особое внимание было уделено лингвистическим (языковым) словарям, к которым придется обращаться неоднократно во время обучения. Это: орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологический, этимологический словари, а также словарь омонимов, антонимов, пословиц и поговорок. После того, как Грамматика знакомила с каким-либо из словарей, следовало выполнение задания, чтобы полученный материал тут же применить на практике, и, тем самым, закрепить знания.

DSCN6149Для закрепления навыков пользования орфографическим словарем, был предложен текст, в котором Незнайка сделал много грубых ошибок. Далее, познакомив с словообразовательный словарем, Грамматика предложила поучаствовать в конкурсе «Самый сообразительный словообразователь». (Кто больше образует однокоренных слов). Это – то самое задание, на котором «попался» Буратино и оказался в плену у Невежды. Заданием по толковому словарю было найти значение слова «язык» и составить предложения. (2 человека). Выполнив это задание, ребята помогли оправдать Нехочуху. Задание по фразеологическому словарю позволило исправить ошибку Вовки из тридевятого царства, который не мог истолковать значения фразеологизмов «Рук не покладая», «Сложа руки».

В завершении мероприятия, Грамматика исполнила песню «Мудрые словари» на мотив песни «Маленькая страна» и обратилась к ребятам с такими словами:

DSC05856«Обычно друзьям рассказывают секреты, их посвящают в свои тайны, к ним обращаются в трудную минуту за помощью, за советом. Словари тоже могут стать вашими друзьями, и не только друзьями, но и помощниками. Вы уже знаете, что на свете существует множество словарей. Некоторые из них есть в нашей библиотеке, у Вас дома. Чтобы еще больше подружиться с ними, нужно постоянно обращаться за помощью к этим молчаливым друзьям, которые вас никогда не подведут.»