Поговорим о детском чтении

Уважаемые родители! Прежде чем начать публикацию материалов по проблемам детского чтения, предлагаю вам тему для разговора:  какую роль играет чтение в развитии ваших детей. Мне важно знать ваше мнениепо данному вопросу. Ответы можно написать внизу в комментариях или прислать на мой почтовый ящик (galina_metod@mail.ru)

Я считаю, что чтение играет значительную роль в развитии личности и ее социализации. Оно является мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка, укрепляет нравственность, развивает воображение и творческие способности. Историческая традиция детского чтения свидетельствует о том, как велика была тяга ребенка к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

В настоящее время снижается уровень книжной культуры в структуре досуга детей, уходит понимание книги как необходимого элемента повседневной жизни, деформируется репертуар читательских предпочтений и предложений. Неудовлетворительно обстоят дела с качеством чтения. Дети не могут воспринимать смысл прочитанного, выделять основные мысли, использовать содержание произведения для собственных выводов, решений, действий.

Многие проблемы детского чтения обусловлены ростом информационных потоков, увеличением объема применения электронных и компьютерных технологий, которые формируют «клиповое» мышление. В одной стороны, информационные ресурсы расширяют возможности мыслительных операций ребенка, делают его более восприимчивым и осведомленным. Но с другой стороны, бессистемный и фрагментарный характер поступления информации наносит ущерб здоровью растущего организма, не позволяет ребенку развивать критическое мышление и самосознание.

Нередко причины этих проблем кроются в раннем возрасте, когда дети начинают учиться читать. Требование высокой скорости чтения, резкое сокращение учебных часов на обучение грамоте, отсутствие системы, позволяющей перейти от чтения вслух к чтению про себя, — все это пагубно отражается на способности ребенка воспринимать и интерпретировать прочитанное, снижает его интерес к книге, а в более старшем возрасте не позволяет грамотно читать большие по объему и сложные по содержанию тексты.

Формирование у детей и подростков интереса к чтению как к жизненной потребности — одна из необходимейших задач. Задача родителей, библиотекарей и других специалистов, участвующих в читательском развитии, заключается в том, чтобы учитывать особенности развития ребенка, помочь ему отстоять индивидуальность в становлении своей личности как читателя.

 А что по этому поводу думаете вы?

 Ведущая рубрики:

Галина Шеламова, методист по работе с детьми ЦГБ им. М. Горького

 МБУК «Централизованная библиотечная система города Ельца»,

 член Союза журналистов России