О семейном чтении

Для родителей

Значимость семейного чтения

Уважаемые мамы и папы!

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное (домашнее) чтение.

Семейное чтение — это:

  •  радость познания (книги удовлетворяют заложенную самой природой потребность детей в развитии).
  • радость общения (вместе читать, вместе переживать за добрых героев, вместе радоваться, печалиться; вместе наслаждаться дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов)

Семейное чтение — это:

  • ожидание праздника и сам праздник;
  • чтение систематическое, ежедневное, как ритуал;
  • чтение выразительное, эмоциональное, с собственным отношением читающего к слову;
  • развивающая, воспитывающая школа;
  • разнообразный круг чтения;
  • ролевое чтение, инсценировки, лепка, рисование и т.п.;
  • образ и стиль общения с книгой;
  • уровень читательского развития;
  • правильное взаимоотношение с книгой.

 Семейное чтение — комплексная система, где все взаимосвязано и где невозможно выделить главные или второстепенные элементы.

 Факторы значимости семейного чтения

 

Семейное чтение:

вводит ребенка в мир книжной культуры, является проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя.

готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.

способствует раннему и правильному овладению родной речью.

с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги, удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях (радость, грусть, печаль и т.д.).

развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов: воображение, наглядные представления, сопереживание.

учит внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.

дает возможность взрослым наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

является эффективным способом социализации подрастающего поколения, создает почву для обмена мнениями.

стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

 

 

Совместная читательская

деятельность

I. Круг чтения

  • чтение книг, основанное на одинаковых интересах;
  • чтение литературы, специально изданной для совместного чтения;
  • чтение любимых родителями книг;
  • чтение детской литературы

II. Процесс чтения

  • подготовительный этап;
  • смысловое восприятие прочитанного.

III. Обсуждение прочитанного

  • беседы о прочитанном;
  • пересказ текста;
  • повторное чтение.

IV. «Послечтение»

  • оценка прочитанного;
  • обогащение восприятия художественного произведения.

 Литература:

Павлова, А.С. Домашняя библиотека и семейное чтение / А.С. Павлова // Семейное чтение в Год семьи / сост.Т.Д. Жукова. — М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2008. — С. 60—66.

Составил:

Г.Н. Шеламова,

методист по работе с детьми