«Мастер торжествующего света»: Рембрандт

21.07.2016

IMG_050421 июля в библиотеке-филиале №1 им. М. Е. Салтыкова-Щедрина состоялась литературно-художественная композиция «Мастер торжествующего света», посвященная 410-летию со дня рождения Харменса Ван Рейна Рембрандта, голландского художника, чье имя стоит в одном ряду с такими гениями как Толстой, Рафаэль, Гюго, Бетховен. Его имя слышали все, и хоть раз каждый видел репродукции его картин.

IMG_0595Ведущая (библиотекарь Кувшинова Э. В.) рассказала участникам мероприятия – членам клуба «Вместе» – о детстве и учебе будущего художника, о раннем периоде творчества, определяющем своеобразие первых сюжетных картин Рембрандта (Товий и его жена», 1625 – 1626, «Апостол Павел в темнице», 1627 и др.), познакомила с периодом зрелости в творчестве Рембрандта, который начался с 40-х годов, рассказала о последнем десятилетии жизни художника – самом значительном этапе в его искусстве.

IMG_0492В процессе литературно-художественной композиции ведущий демонстрировал репродукции картин художника.

Мероприятие «Мастер торжествующего света» прошло на фоне выставки с одноименным названием, на которой представлена инсталляция по данной теме и литература о жизни и творчестве великого художника, а также репродукции его картин.

IMG_0463 IMG_0486 IMG_0489 IMG_0493 IMG_0494 IMG_0498 IMG_0500 IMG_0501 IMG_0513 IMG_0518 IMG_0540 IMG_0545 IMG_0570 IMG_0580 IMG_0604 IMG_0628

Для справки:

В раннем периоде творчества конца 20-х – начала 30-х годов в произведениях Рембрандта уже выявляется роль света как средства усиления эмоциональной выразительности сцены. Историческая живопись стала наряду с портретом основной областью творчества Рембрандта. Сюжеты Ветхого и Нового завета позволяли придать содержанию произведения образную масштабность, а его смыслу – обобщающий характер. «Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта.

Период зрелости в творчестве Рембрандта начался с 40-х годов. Поэтичность, одухотворенность Рембрандт вносит в портретные характеристики («Человек с соколом», 1643 г; «Портрет Агаты Бас», 1641 г. и др.). Отныне и автопортреты художника – уже не этюды экспрессии, а раскрытие внутреннего мира человека на различных этапах его жизненного пути, его духовной эволюции.

 Последние десятилетия жизни художника – самый значительный этап в его искусстве. Сосредоточиваясь на проблемах духовного содержания, Рембрандт приходит к большим обобщениям философского и этического порядка.  В портретах Рембрандта характер человека теряет свою статичность – одно воссозданное на полотне состояние складывается из различных переживаний и эмоциональных ощущений. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г.) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. Портреты Рембрандта как бы вбирают в себя не только настоящее, но и прошлое человека – они становятся историей целой жизни, портретом-биографией. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г.), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. 1655), отражен жизненный путь человека, опыт всех тревог, горестей и разочарований, трудных нравственных испытаний и побед над собой, – опыт, в котором герои портретов Рембрандта никогда не утрачивают душевной чистоты, но который одним прибавляет духовную силу и способность выстоять в жизненной борьбе, а других приводит к смирению, к скорбной и мудрой отрешенности. Картина «Отречение апостола Петра» (1660 г.) раскрывает драму человека, изменившего своим убеждениям. Одна из вершин искусства позднего Рембрандта – картина «Давид и Саул» (начало 1660-х годов).