«Магия чтения» и творчество

24 июня в читальном зале детской библиотеки №3 состоялось подведение итогов детского творческого конкурса «Магия чтения». Его участниками стали дети в возрасте 10–14 лет. Цель конкурса — популяризация ценности чтения детской литературы и привлечение внимания детей и подростков к русской языковой культуре. 26 авторов представили на конкурс 32 творческие работы в четырех номинациях.

В номинации «Лишь слову жизнь дана» (литературное творчество) на конкурс было представлено 7 работ, посвященных русскому слову (сочинение «Роль русского языка в современном мире», стихотворение «Слово о слове» и др.). Постоянный участник всех проводимых конкурсов Карюков Вадим (12 лет) представил свой рассказ «Карандаши». Первое место в данной номинации заняла Картавцева Анастасия (14 лет, сочинение «Богатство русского языка»). На втором месте Иродов Юрий (10 лет, стихотворение «Музыка слова»). Третье место у Фроловой Софьи (11 лет, стихотворение «Весна»).

В конкурсе «Магия чтения» ребятам предложили две номинации, дающие возможность реализовать свои творческие идеи и возможности в изобразительном творчестве

Истокам русского слова, письменности была посвящена номинация «Вначале было слово» (изобразительное творчество) (10 работ). Первое место заняли две творческие работы: коллаж «Вознесенский собор» (коллективная работа учащихся 4 б класса МОУСОШ №8, учитель Е.А. Агафонова) и рисунок (гуашь) «Слово не птица…» (Чайкина Екатерина, 11 лет). На втором месте Майборода Павел (11 лет, «Летопись изначальная», масляная пастель), на третьем — Пучкова Мария (10 лет, «Вселенские учителя — Кирилл и Мефодий», карандаш). Благодарностью и поощрительным призом отмечена работа Тимошенко Никиты (10лет). Его панно «Мой край родной» выполнено из ткани. Грамота администрации МУК «ЦБС» за многолетнее сотрудничество с детской библиотекой №3 по воспитанию творческого читателя была вручена учителю начальных классов школы №8 Е. А. Агафоновой. Сыновья Елены Алексеевны — всегда активные участники библиотечных конкурсов. Заслуживают внимания работы, выполненные ими для конкурса этого года: панно «Оберег» изготовил 10-летний Иван, панно из дерева «Русская слободка» — работа Никиты (14 лет). Ребята получили награды от детской библиотеки №3, активными читателями которой они являются.

Самой любимой и поэтому самой многочисленной оказалась номинация «По страницам любимых книг» (авторское художественное оформление любимой книги). 12 работ данной номинации — это творческое выражение гаммы чувств и представлений, настроений и мыслей, рожденных прочитанными или давно любимыми произведениями. Большая часть работ выполнены по мотивам русских народных сказок. Разнообразна техника их исполнения: рисунки не только гуашью, карандашом, но и пластилином, лоскутное шитье («Буратино» Лыковой Анны,10 лет), панно из ткани и сухоцветов («Травница» Пучковой Марии, 10 лет). А Баба Яга Клейменовой Даши (13 лет) выполнена из глины. 1 место жюри конкурса присудило Голубевой Елене (10 лет, панно «Снегурочка», ткань). «Заюшкина избушка» (пластилин) Рогачевой Дарьи (11 лет) заняла почетное 2-е место. Третье место у Бужор Эллы (10 лет) за панно «Варвара Краса, длинная коса».

Впервые в объявленном детском конкурсе мы предложили ребятам номинацию «С компьютером на ТЫ» (медиатворчество). На конкурс было представлено 3 работы. Семенихина Анастасия (14 лет) создала презентацию по своему исследованию «Новые слова в русском языке», заняв 1 место. На втором месте слайд-композиция «Наш дар бесценный – речь: И.А. Бунин» (Гребенников Андрей,11 лет) и видеофильм «Кружевоплетение в русских уездных городах» (Карюков Вадим, 12 лет). Каждая из работ, являясь прекрасным материалом для проведения библиотечных и внеклассных мероприятий, пополнили медиатеку методических материалов.

Памятные призы и подарки получили участники конкурса, не вошедшие в число победителей. Каждому участнику конкурса была вручена именная благодарственная открытка, созданная в методическом отделе.

Самыми активными в этом году стали читатели детской библиотеки №3, представив на конкурс 16 работ, 7 из которых вошли в число победителей. Администрация МУК «ЦБС» отметила работу коллектива библиотеки по организации и проведению конкурса Грамотой. А коллектив библиотеки вручил Благодарности и памятные подарки своим читателям — активным участникам конкурса.

Самым активным участником конкурса стала читательница детской библиотеки №2 Фролова Софья (5 работ) — кроме стихотворения «Весна», занявшего третье место, она подготовила на конкурс 4 рисунка, проиллюстрировав свои любимые литературные произведения: «Букет» по одноименному произведению В. Солоухина, «Велосипедисты» («Велосипедные прогулки» А. Кушнера), «Кот в сапогах», «Муза слова» (поэма И.А. Бунина «Листопад»).

Организаторы праздничного мероприятия постарались, чтобы оно стало для ребят запоминающимся и торжественным. Перед его началом все присутствующие смогли познакомились с работами, представленными на выставке-вернисаже «Магия чтения», а во время церемонии подведения итогов на большом экране познакомились с электронным каталогом работ (слайдовая презентация), участвовали в презентации интерактивной электронной игры «Фразеологический лабиринт» (авт. и создатель диска Г.Н. Шеламова): познакомились с целями, задачами и правилами игры и немного поиграли. Игра понравилась и детям, и взрослым. Все участники презентации получили сладкие призы.

Почти все работы, представленные на конкурс «Магия чтения» принимали участие в областном конкурсе «Грамотное поколение». Три работы получили награды на празднике, посвященном Дню славянской письменности и культуры в селе Становое (об этом мы сообщали раньше читателям газеты). Эти награды были вручены их авторам вместе с наградами конкурса «Магия чтения».

Вывод: какие бы виды творческих работ, рожденных чтением, библиотеки не стимулировали, все они ведут к главному продукту — творчеству самой жизни. Способность к самовыражению, образное мышление, активность ассоциаций, приобретенные в процессе реализации творческого чтения, важны в любой ситуации. В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром. Работа по проведению конкурсов детских рисунков и других видов изобразительного и литературного творчества, стимулированных чтением, убеждает в одаренности многих детей, чьи произведения без доли снисхождения являются культурной ценностью.

Г.Н. Шеламова, методист по работе с детьми

ЦГБ им. М. Горького МУК «ЦБС»