К юбилею рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В этом году исполняется 140 лет со дня выхода в свет рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Провести анализ рассказа, выделить отличительные черты каждого из героев, определить, в чем же заключается нравственная ценность «Кавказского пленника», решили в детской библиотеке №2.

25 октября здесь собрались школьники 7 – 9 классов школы-интерната №4 (15 чел.) на обсуждение книги-юбиляра 2012 г. «Кавказский пленник»  Л. Н. Толстого. Вместе с библиотекарем ребята выяснили, что в рассказе Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких веков. Чтение рассказа «Кавказский пленник» рождает способность к сопереживанию. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной.

Обратили внимание на нравственную проблематику рассказа: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких – нет и почему?

В итоге вместе с библиотекарем ребята пришли к выводу, что обе эти нравственные проблемы не только вполне доступны читателям, но и глубоко актуальны, потому что в жизни все большее место занимают отношения дружбы, товарищества.