Час общения «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ», посвященный 115-летию со дня рождения А. Платонова, провели в библиотеке-филиале N6 в рамках акции «13 ЮБИЛЕЕВ, или БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН»

«От сказки душе счастье, а уму раздумье»
А. Платонов

P1080032В рамках акции «13 юбилеев, или Большой литературный марафон» в библиотеке-филиале №6 был проведен час общения «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться», посвященный 115-летию со дня рождения А. Платонова (путешествие по сказке-были «Неизвестный цветок»). На мероприятие были приглашены учащиеся 5 Б класса школы № 24 (27 человек) с преподавателем литературы Антоновой М.А.

Красной нитью, лейтмотивом мероприятия стала цитата из Горация: «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений», так как понятие труд – одно из ключевых в сказке.

P1080011Началось путешествие по сказке Платонова с беседы о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Ребят познакомили с автором сказки-были «Неизвестный цветок» Андреем Платоновым: показали портрет писателя, рассказали о его жизни, познакомили с выставкой произведений писателя «В прекрасном и яростном мире А. Платонова».

Во время рассказа библиотекарь Надежда Владимировна беседовала с детьми:

— Каково значение слова псевдоним?
— Почему произведение названо сказкой-былью?
— Чем отличается фольклорная сказка от литературной?
— Какими чертами обладает любая сказка?

P1080021Затем была прочитана сказка-быль «Неизвестный цветок» и прошло ее обсуждение:

— Вспомним две первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле». В них уже звучит то щемящее чувство одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле.
— Какие чувства вы испытывали, слушая эти строки?
— Какие слова помогали нам понять настроение автора? (маленький – никто – на земле)
— Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? (Маленький цветок на огромной земле).
А теперь вспомните, что отвечает цветок на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» (Меня никто не зовет, я один живу). «Зовут» – «никто не зовет» – придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.
— Отчего Даше так близки и понятны чувства цветка?
— Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету».
— Только ли о потомках цветка?

Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с детьми. «Большие только предтечи. А дети – спасители Вселенной» (статья Платонова «Замена будущего»).

P1080015Ребята приняли активное участие в беседе по содержанию. Все вместе пришли к выводу, что платоновские слова «для того, чтобы преодолеть враждебные силы природы, превратить неживое в живое, безобразное и низкое в прекрасное, нужно обладать сильным духом и упорно трудиться», – актуальны во все времена.

P1080024В конце путешествия по сказке «Неизвестный цветок» детям была показана инсценировка по этому произведению в исполнении Любы Никифоровой (Неизвестный цветок) и Нурланы Казымовой (Даша). Под музыку Цветок танцевал, показывая в танце свою волю к жизни, борьбу с голодом, холодом, жаждой.

P1080029Трогательно смотрелась беседа Цветка и Даши. Зрители высоко оценили мастерство учениц своей школы.

После инсценировки ребята поняли, насколько ценно и значимо только то, что дается упорным и непосильным трудом. Это возвышает Человека, рождает его близость со Вселенной.

P1080022P1080023P1080026P1080027